Биография Творческая
Сперанская Нина Николаевна
Будучи ученицей МАХУ (Московское Академическое Хореографическое Училище) исполнила:
- хореографический номер «Пиццикато» на муз. Л. Делиба (1973г., балетмейстер Головкина С.Н.);
- вариацию «Работа» в спектакле МАХУ «Коппелия» (1978г., хореография А.А. Горского, редакция Головкиной К.Н., Мартиросяна М.С., Радунского А.И.);
- адажио из балетов «Щелкунчик» (1979г., балетмейстер Вайнонен В.И.) и «Раймонда» (1980г., балетмейстер Петипа М.И. новая редакция Уксусникова И.В.);
- па де де из балетов «Арлекинада» Р. Дриго (1980г.) и «Спящая красавица» (1980г.; оба — балетмейстер Петипа М.И.).
В 1980 году окончила МАХУ, диплом с отличием.
Педагоги: Жемчужина Е.Н., Уксусников И.В., Богуславская А.Г.
В 1980 – 2001г. в БТ. Занималась в классе М.Т. Семеновой, с ней же работала над партиями своего репертуара.
Первая исполнительница партий:
- Мирта (1987г., «Жизель», ред. Ю.Н. Григоровича);
- Солистка (1988г., «Пахита», хореография Петина, редакция П.А. Гусева, балетмейстер М.В. Кондратьева);
- Солистка /сцена «Класс танца» из балета «Консерватория» Х.С. Паули (1989г., «Бурнонвиль», хореография А. Бурнонвиля, постановка К. Ралов)
- Соблазнительница (1991г., «Блудный сын», хореография Дж. Баланчина, постановка Дж. Тараса);
- Царица бала (1993г., «Фантазия на тему Казановы» балетмейстер М.Л. Лавровский);
- Лебедь /Два Лебедя/ (1996г., «Лебединое озеро», балетмейстер В.В. Васильев);
- Кобылица/Кобылицы/ (1999г., «Конек Горбунок» Р.К. Щедрин балетмейстер Н.Н. Андросов);
- Повелительница Дриад (1999г., «Дон Кихот», редакция. А.Н. Фадеечева).
Другие партии:
- Дриада /Три дриады (1980г.)
- Вторая вариация в Гран па (1983г.)
- Повелительница Дриад (1984г.) – все «Дон Кихот», балетмейстер Горский А.
- Фея Золота (1981г.)
- Фея Сирени (1984г.)
- Фея Сапфиров (1993г.) – все «Спящая Красавица»
- Гамзатти (1991г.)
- Вторая вариация в картине «Тени» (1992г.) – обе «Баядерка»
- Дульцинея (1995г., «Дон Кихот» — все редакции Ю.Н. Григоровича)
- Бахор (1981г., «Индийская поэма», балетмейстеры Ю.Г. Скотт, Ю.В. Папко)
- Солистка / «Симфония №40 В.А. Моцарта» (1982г., «Эти чарующие звуки……»)
- Попадья (1999г., «Балда») – оба — балетмейстер Васильев В.В.
- Виллиса /Две виллисы/ (1982г.)
- Мирта (1983г., обе – «Жизель», редакция Л.М. Лавровского)
- Магнолия (1983г. «Чиполлино»)
- Роза (1983г., «Маленький принц»)
- Королева Мачеха (1995г., «Белоснежка» — все – балетмейстер Г.А. Майоров)
- Польская невеста (1984г.)
- Сверстница/Сверстницы/ Принца 1996г., обе «Лебединое озеро»
- Вторая вариация в картине «Грезы Раймонды» (1984г.)
- Генриетта (1985г.)
- Клеманс (1987г.), все – «Раймонда»
- Вестник/Вестники/ победы (1985г., «Иван Грозный»)
- Придворная танцовщица/Придворные танцовщицы/ (1987г., «Легенда о любви»)
- Дама / Две модные пары/ (1988г., «Золотой век» — все балетмейстер Ю.Н. Григорович)
- Солистка/Одиннадцатый вальс/ (1984г., «Шопениана» хореография М.М. Фокина, балетмейстер Е.Н. Генденрейх)
- Березка/Три березки/ (1985г., «Калина Красная», балетмейстер А.Б. Петров)
- Наяда (1988г., «Наяда и рыбак», хореография Ж. Перро, балетмейстер Гусев П.А.)
- Солистка (Па де сис, вариации, тарантелла, кода из балета «Неаполь» Н.В. Гаде, Э. Хельстед, Паулли, Х.К. Лумбю)
- Солистка (Па де де из балета «Ярмарка в Брюгге» Паули (1989г., «Бурнонвиль», хореография Бурнонвиля, постановка Ралов)
- Подруга Джульетты (1995г., «Ромео и Джульетта», хореограф Л.М. Лавровского, возобновление В.М. Гордеева)
- Мирта (1998г. «Жизель», редакция Васильева)
- Вторая вариация в Гран-па (1999г., «Дон Кихот», редакция Фадеечева).
«Отличалась стилистической чуткостью, музыкальностью, способностью к тонной фразировке хореографического текста. Танец Н. Сперанской был ясен по рисунку, строг, академичен. Индивидуальность танцовщицы наиболее полно раскрылась в партиях Феи Сирени, Повелительницы Дриад и Мирты, где совершенная, немного холодная чистота формы становилась основой образа недосягаемой, загадочной женщины.
Не менее интересно исполняла артистка партию Гамзатти: в резких, острых, четких линиях танца, в гордых позах и порывистых прыжках угадывалась внутренняя сила властной повелительницы».
Чистякова В.А.
Концертный репертуар включал:
- 2-ой акт балета «Лебединое озеро» (хореография Л. Иванова)
- Хореографический номер «Умирающий лебедь» на муз. К. Сен-Санса
- «Седьмой вальс» из балета «Шопениана» (оба – балетмейстер Фокин М.М.)
- Па де де из балета «Эсмеральда» (балетмейстер Н. Березов)
- Хореографическая композиция на музыку увертюры к опере «Руслан и Людмила» (балетмейстер Васильев В.В.)
хореографические номера:
- «Восточный танец» на муз. М.П. Мусорского (балетмейстер Н. Акчурин)
- «Вальс» на музыку И. Штрауса (балетмейстер К. Голейзовский)
- Па де катр (балетмейстер А. Долин)
Снималась в оригинальном телевизионном балете «Три карты» К.В. Молчанова по мотивам повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» (1983г., балетмейстер В.Е. Барановский, реж. В.Д. Бунин, т/о «Экран»).
В 1988г. окончила балетмейстерский факультет ГИТИСА им. Луначарского по специальности «Педагог-балетмейстер» (педагоги Семенова М.Т., Валукин Е.П., Ткаченко Т.П., Таланкина Л.М.).
Была ассистентом балетмейстера при постановке в БТ балетов:
- «Лебединое озеро» (1996г., балетмейстер Васильев)
- «Конек Горбунок» Щедрина (1999г., балетмейстер Андросов)
- «Агон» (1999г., хореография Баланчина, постановка С. Фарелл)